
Цифровая трансформация аэропортов
Какими будут воздушные гавани будущего?

Внедрение цифровых технологий позволяет повысить эффективность операционной деятельности аэропорта, увеличить скорость (и одновременно снизить стоимость) обслуживания пассажиров, а также повысить пропускную способность и обеспечить дополнительную безопасность работы воздушной гавани. Аэропорт будущего – это целая экосистема, в которой на первое место выходит работа с данными, а взаимодействие всех элементов (систем) осуществляется с максимальной эффективностью.
Объем инвестиций в цифровизацию (внедрение цифровых технологий в операционную деятельность) аэропортов в мире растет с каждым годом. Рост затрат связан, в первую очередь, с увеличением пассажиропотока и загрузкой воздушных гаваней, а также с необходимостью обработки все большего количества данных и снижения времени ожидания на контрольно-пропускных пунктах.
Согласно нашим прогнозам, уже к 2023 году расходы на развитие ИТ-инфраструктуры аэропортов увеличатся до $4,6 млрд (при темпах роста на уровне 3,8%) при увеличении пассажиропотока в этот же период с текущих 7,24 до 9,63 млрд человек в год (CAGR 4,2%).
Расходы на ИТ в аэропортах растут быстрее, чем эксплуатационные затраты, и для большинства аэропортов находятся в пределах 6-9% от общего объема OPEX.
Расходы крупных международных аэропортов на цифровизацию в 2016-2023 гг., млрд долл. США
Источник: Frost & Sullivan
В свою очередь, рост пассажиропотока приведет к росту доходов аэропортов за счет авиационной и неавиационной деятельности. Выручка увеличится с $155,7 млрд в 2016 году до $207 млрд в 2023 году при CAGR на уровне все тех же 4,2%.
Ключевые тенденции
Одной из движущих сил цифровой трансформации аэропортов является тенденция по превращению терминалов из логистическо-торговых в крупные экономические центры – так называемые aerotropolis, или аэропорты-города, со всей необходимой инфраструктурой. Живой иллюстрацией этого процесса сегодня служит аэропорт г. Франкфурта-на-Майне (Германия), который, благодаря своему географическому положению (терминал расположен недалеко от центра города), постепенно превращается в крупный экономический центр Европейского региона.
Также сегодня можно говорить об изменении бизнес-модели работы многих международных аэропортов, которые переходят от предоставления минимального набора услуг, включающего в себя обеспечение безопасной перевозки пассажиров и грузов, к комплексному клиентоориентированному обслуживанию. Спектр предоставляемых аэропортами услуг постоянно расширяется, и сегодня в него входят: бесплатный wi-fi, скидочные купоны на покупки в торговой зоне аэропорта, установка информационных табло/стоек, систем кондиционирования, точек для заряда мобильных устройств, внедрение систем биометрии для увеличения скорости прохождения пограничного контроля и т. д. В некоторых аэропортах, например в Осло (Норвегия), созданы специальные рабочие зоны (Work Zones) с креслами и розетками для ноутбуков, где пассажиры могут поработать в ожидании своего рейса.
Такая смена бизнес-модели позволит повысить степень удовлетворенности и лояльность пассажиров. Как результат, они будут тяготеть к таким аэропортам и чаще пользоваться их услугами и инфраструктурой при совершении перелетов.
Цифровые технологии
Операторы аэропортов сегодня активно инвестируют в развитие и внедрение биометрических технологий, решения на основе технологии блокчейн, VR и AR, облачные сервисы, технологии для обработки и анализа «больших данных», системы автоматизации, создание операционных центров и др.
В ближайшие годы особое развитие получат решения, направленные на увеличение скорости и качества обслуживания пассажиров. Если сейчас регистрация пассажиров осуществляется преимущественно на стойках и занимает в среднем 1-1,5 минуты на человека, то к 2030 году, используя соответствующие сервисы и технические средства (например мобильные приложения) большая часть пассажиров будет проходить процедуру регистрации онлайн из дома или любой другой точки, где есть Интернет.
Наличие специальных RFID-меток и сенсоров позволит пассажирам отслеживать перемещение багажа в режиме реального времени. При этом на его регистрацию и сдачу (drop off) будет уходить не более 15-20 секунд. Уже сегодня операторы аэропортов внедряют специальное оборудование с оптическими RFID-сенсорами для обнаружения и проверки багажа, а также специальные технологические линии для обеспечения быстрой погрузки, сортировки и доставки багажа в пределах терминала.
Процессы выхода на посадку и паспортного контроля будут упрощаться за счет использования биометрических паспортов и посадочных талонов со встроенными микроэлектронными элементами. Автоматические системы биометрии (распознавание лиц) уже несколько лет эксплуатируются в международных аэропортах Брисбен (Австралия) и Беатрикс (Аруба), позволяя в разы сократить скорость идентификации и проверки пассажиров.
Еще одно перспективное направление цифровизации – внедрение блокчейн-технологий. Сегодня они применяются для хранения данных пассажиров, информации о рейсах и для осуществления финансовых транзакций. Решения на основе блокчейн-технологий могут быть интегрированы в биометрические и мобильные устройства для обеспечения безопасности и скорости идентификации пассажиров.
Операторы аэропортов также инвестируют в развитие облачных сервисов, цифровых технологий, применяемых в производстве спецтехники, а также наземных операционных систем, например для управления и оплаты парковочных мест на территории терминала.
Ключевые игроки
По мере роста числа игроков рынок производителей цифровых систем и технологий будет постепенно консолидироваться, а основной моделью бизнеса среди топ-разработчиков станет предоставление комплексных услуг под ключ.
Современные цифровые решения (или платформы) для аэропортов состоят из независимых программных модулей и баз данных, которые позволяют операторам управлять отдельными функциями и процессами. Основными поставщиками таких платформ являются компании SITA, Rockwell Collins, Gentrack, Amadeus, T-Systems, Ikusi, Ultra Electronics и IBM.
К числу технологических стартапов, занимающихся разработкой и созданием решений на основе блокчейн-технологий для аэропортов, относятся компании ShoCard, VChain и ObjectTech. Некоторые из них активно сотрудничают с крупными ИТ-компаниями и разработчиками ИТ-решений для аэропортов. Так, например, компания SITA совместно с ShoCard занимается разработкой мобильных приложений на базе блокчейн-протоколов.
Международный аэропорт Дубая (ОАЭ) в сотрудничестве с компанией ObjectTech использует блокчейн для создания сервиса автоматической проверки паспортов. Лондонский аэропорт Хитроу (Великобритания) совместно с компаниями British Airways и SITA проводит испытания системы на основе блокчейн-технологии, которая обеспечивает быстрый и точный обмен информацией о полетах.
Сдерживающие факторы
Несмотря на все преимущества, которые дает внедрение цифровых технологий, есть много факторов, сдерживающих процесс цифровизации аэропортов. В частности, это так называемое «сопротивление переменам» (нежелание или невозможность их адаптации в отдельных случаях), высокая стоимость внедрения, а также необходимость изменения привычных процессов и связанные с этим трудности.
На сегодняшний день менее половины международных аэропортов реализуют программы цифровой трансформации. В основном они внедряются в крупных международных хабах, таких как аэропорты Дубаи (ОАЭ), Нью-Йорка, Атланты (США), Лондона. Если рассматривать отрасль в целом, то уровень цифровизации на данный момент не превышает 32%, однако этот процент увеличивается с каждым годом и к 2023 году может превысить 50%.
Алексей Волостнов,
директор Frost & Sullivan в России